Муниципальное  дошкольное

образовательное учреждение  

детский сад № 38 

 

Обучение детей регуляции дыхания

Обучение детей регуляции дыхания

 

В данной статье представлен опыт работы  инструктора по физической культуре Дмитриевой Светланы Афанасьевны.

 Более 30% бронхо-лёгочных заболеваний связано с загрязнением воздушной среды. Органы дыхания ребёнка подвержены большему риску загрязнения по сравнению с взрослым человеком. Поэтому, уделяя большое внимание оздоровлению детей на физкультурных занятиях, занятиях по экологическому воспитанию, мы обучаем детей навыкам гигиенической регуляции дыхания.   

Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Но функция дыхания доступна для регуляции уже с 3-4-летнего возраста. И поэтому предлагаемые нами упражнения вы можете осваивать дома и с более младшими детьми.

Для дошкольников характерен: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, толчкообразный выдох. Поэтому регулярные дыхательные упражнения, проводимые  на занятиях в детском саду и дома с родителями  полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.

Мы  учим ребёнка дышать равномерно, плавно, с удлинённым выдохом.

Обучаем детей по программе «Азбука дыхания»  С.Н.Зинатулина, формируя устойчивую психологическую установку на правильное выполнение дыхания, навыки произвольной регуляции дыхания в покое, в процессе речи и во время движения.

 

Детям объясняем, что есть особенные упражнения для дыхания, как и для мускулов.

Уважаемые родители, проделайте их вместе с детьми.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Закрыть пальцем одну ноздрю, тихо, спокойно, медленно дышать одну минуту через свободную ноздрю. Дыхание диафрагмальное. Через 1 минуту  открыть ноздрю, одну минуту дышать спокойно, с паузами после выдоха( трёхфазное дыхание) через обе ноздри( восстановить дыхание).Затем закрыть другую ноздрю, в течение 1 минуты дышать через одну ноздрю. Затем открыть ноздрю и спокойно подышать с паузами после выдоха( трёхфазное дыхание) через обе ноздри-восстановить дыхание.

 

УПРАЖНЕНИЕ2. Объясните детям правила тренировки дыхания с сопротивлением. Во время этого упражнения нужно сделать спокойный вдох через нос, вдох диафрагмой (животом).Выдох выполняется через сжатые губы, «как будто тихо-тихо дуем на одуванчик, так. Чтобы он не облетел». Используйте лист бумаги.  Лист  помещается перед лицом и выполняется такой спокойный выдох, при котором лист лишь слегка отклоняется. В этом случае после вдоха через нос выполняется удлинённый выдох , с сопротивлением, через сжатые губы: «дышим как хомячки». Выдох делается в течение 6-10 секунд. Время упражнения 1-3 минуты.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. Удлинённый выдох с сопротивлением( через трубку в стакан с водой).

Возьмите прозрачный стакан с кипячёной водой комнатной температуры(100-150 мл) и трубочку для коктейля.

Вдох выполняется через нос, а выдох выполняется медленно через рот через трубочку в воду, в течение 10-20 сек. Сопротивление дыханию на выдохе оказывает вода. Выделение в воде пузырьков выдыхаемого воздуха обуславливает наглядность упражнения : «дышим как водолазы».

Трубка должна находиться в 1 см от дна стакана и не касаться стенок. Выдох 6-10 сек. Время упражнения 3-5 минут в зависимости от возраста и состояния здоровья детей.

 Закрепляйте с детьми простые, но важные правила разговора и пения:

1.   -   Во время разговора воздух набираем через нос, после этого начинаем говорить.

2.    - Во время разговора и пения нужно выполнять диафрагмальное дыхание, правильно «дышать животом».

 Систематическое проведение дыхательных упражнений с детьми в детском саду и дома позволит им более успешно выполнять физические упражнения, будет  способствовать улучшению координации движений, оптимизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.

 

Предлагаем Вам попробовать с детьми комплексы дыхательной гимнастики

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»